Планшет вместо книги
Минобрнауки начало обсуждение электронных версий учебников, которые должны появиться у школьников уже со следующего учебного года.
Электронные версии будут представлять собой по контенту обычный бумажный учебник, дополненный мультимедийными и интерактивными элементами.
«Структура учебника в электронной форме должна соответствовать структуре учебника в печатной форме, — сообщил генеральный директор ООО «Орфограф» Рубен Акопов.
— Электронный учебник должен включать в себя всё содержание печатного учебника и дополняться мультимедийным комплексом.
Учебник должен корректно работать в общераспространенных операционных системах и браузерах и его должны поддерживать большинство типов электронных устройств, в том числе и российского производства».
У издательств в свою очередь есть несколько вопросов к производству учебников.
«Конечно, дети уже с трех-пяти лет становятся уверенными пользователями компьютеров и планшетов, — отметил глава Российского книжного союза Олег Новиков,
— и очень часто детям гораздо интереснее воспринимать информацию с электронных носителей.
Уже существуют многие образовательные ресурсы, но почти все они не соответствуют стандартам.
Поэтому цель электронных учебников как раз в том, чтобы привлечь школьников к обучению по тем программам, которые соответствуют стандартам».
По его словам, исследования, проведенные в тех странах, где уже в какой-то мере перешли на электронные учебники, показывают, что качество образования благодаря этому выросло.
Как отметил Новиков, бизнес-модель деятельности издательств, которые выпускают учебную литературу, будет меняться, поскольку теперь им придется создавать и электронные учебники.
«На Западе дистрибуция электронных учебников происходит через онлайн-платформы. Используется облачный сервис, где хранится контент и школа, выбирая провайдера, получает доступ к учебникам, а издательство получает деньги за использование учебников.
Второй способ — это включение стоимости электронного учебника в цену самого учебника. Электронная версия будет стоить в разы меньше, если она будет продаваться вместе с печатной версией и не повлечет существенного увеличения затрат», — сообщил Новиков.
В некоторых регионах уже прошла апробация электронных учебников. К примеру, в эксперименте по их внедрению участвовала Московская область.
Там апробация учебников осуществляется в три этапа и финансируется из регионального и федерального бюджетов. В 2011–2012 годах эксперимент проводился в двух школах в Подольске и Реутове.
Сейчас проходит второй этап, на котором электронный учебник должен быть введен в 180 образовательных учреждениях.
Причем в ходе апробации в подмосковных школах вместо печатных учебников стали использовать электронные. Заместитель министра образования РФ Наталья Третьяк отметила, что следует использовать как печатные учебники, так и электронные, а не отдавать предпочтение чему-то одному.
«Бумажные учебники предназначены для более вдумчивого понимания текста, а электронные учебники — для быстрого восприятия и анализа информации. Поэтому необходимо сочетать эти учебники», — сказала Третьяк.
По словам замминистра, школы и учителя сами будут определять, когда использовать электронный учебник, а когда печатный.
Экспертное сообщество волнует и проблема пиратства, с которой могут столкнуться издательства, выпускающие учебную литературу.
«Однако тут на помощь придут провайдеры или уже отработанные юридические методы», — сказал Рубен Акопов.
Напомним, что, согласно новому закону «Об образовании», с 1 января 2015 года в России все учебники, которые входят в федеральный перечень, должны будут иметь электронную версию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий