На протяжении первых двух столетий своей истории (XIII—XIV века) инквизиция боролась преимущественно с еретиками и распространяемыми ими учениями.
Однако c конца XIV века всё чаще в поле зрения церковных сыщиков и судей попадают ведьмы, колдуны и знахари.
Такой поворот в деятельности инквизиции связан с распространением среди европейцев представлений о продажи души дьяволу.
Эти настроения подогревали эсхатологические настроения — все ждали конца света, «приуроченного» к тысячелетию падения Рима.
Чаще всего в общении с дьяволом обвинялись женщины: они составляют львиную долю привлекавшихся по подобным делам.
Суды над ведьмами начались в конце XIV века, достигли своего пика в XVI веке, после чего пошли на спад, однако продолжили периодически вспыхивать в некоторых странах до второй половины XVIII века.
Расцвет «охоты на ведьм» пришелся на XVI век, когда судебные процессы о колдовстве велись даже в православной Руси.
Оправдательные приговоры по подобным делам выносились крайне редко.
Обычно женщину, заподозренную в колдовстве, признавали виновной и казнили через сожжение — аутодафе.
Такая практика сложилась из-за того, что церковь придавала высокое значение чистосердечному признанию, которое обычно выбивалось под пытками.
Считалось, что люди с чистыми помыслами могут легко их перенести.
Только в эпоху Просвещения появляются первые исследования, в которых приводились данные о количестве жертв «колдовских процессов».
Следует сказать, что подобная тематика долгое время не была объектом изучения профессиональных историков, зато являлась предметом различных инсинуаций в деле борьбы с влиянием религиозных институтов.
Отсюда возник господствующий и поныне миф о миллионах сожженных ведьм, который некоторые авторы характеризуют как «женский холокост».
Впервые подобное утверждение появляется в работе немецкого врача Войгта, который в 1791 году заявил о 9 442 994 сожженных женщинах.
Подобная ситуация сложилась из-за позиции самой церкви, которая очень долго не придавала огласке многие важные документы инквизиции.
Когда же к ним получили доступ профессиональные историки, то цифры данных о количестве убитых женщин стали резко падать.
Только в 1959 году первые приближенные к реальности цифры (200 000 женщин) назвал историк Хоуп Роббинс. Затем, по мере того как католическая церковь всё более и более открывала свои архивы, цифры продолжили снижаться.
Сегодня они колеблются между 35 и 75-ю тысячами. Наиболее распространенной является точка зрения, что за 1450—1750 годы инквизицией было сожжено 60 000 женщин.
В XVI веке началась Реформация, которая привела к появлению протестантских церквей, к религиозному подъему и, как следствие, росту фанатизма.
С этого момента инквизиция лишается своей монополии в «охоте на ведьм».
Более того, в связи с Великими географическими открытиями аутодафе запылали уже в Америке.
Больше всего было сожжено ведьм в Германии, которая была центром Реформации, — 25 000 человек.
Но затем цифры резко падают. От одной до трех тысяч сожжений ведьм произошло в Дании, Польше, Франции, Бельгии и Шотландии.
Интересно, что Испания, которая известна особо свирепствовавшей католической инквизицией, стала местом всего 600 процессов, связанных с колдовством.
Истерия вокруг ведьм докатилась и до православных русских земель, где в XV—XVII веках было проведено около 300 судов над ведьмами и колдунами.
С конца XVI века интенсивность «охоты на ведьм» постепенно снижается. Все больше людей начинают открыто выступать против нее в течение XVII века.
А в XVIII веке законодательство о колдунах и ведьмах окончательно переходит от церкви в руки большинства европейских государств, что резко снижает количество смертных приговоров.
Последний раз ведьма была сожжена в Испании в 1781 году. Последний же раз в Европе казнили «ведьму» на следующий год: в 1782 году в Швейцарии девушке, обвиненной в сношениях с дьяволом, отрубили голову.
На американском континенте это произошло в последний раз почти через сто лет: в 1877 году сожгли пять женщин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий