2015-05-17

Гений в памперсе




Кому нужно, чтобы ребенок умел в три года читать и писать?
Главное в погоне за знаниями - не забыть, что у ребенка должно быть детство.





Соседский двухлетний карапуз, по словам мамы, уже читает по слогам и считает до 20, а мой только учится произносить первые слова и до 10 вряд ли досчитает.

 

Сколько раз мы давали себе слово не сравнивать своего малыша с другими?

 

Сколько раз зарекались не верить в сверхгениальные способности детей друзей и знакомых?

 

Но в очередной раз, сверяясь с таблицей развития ребенка, мы почему-то сначала выискиваемым то, в чем, на наш взгляд, малыш безвозвратно отстал и лишь потом радуемся его успехам.



Все мои знакомые мамы говорят одно: с ребенком нужно заниматься, правда, делают это по-разному. 


Кто-то закупается книжками, тетрадками, альбомами, пальчиковыми красками, карточками Домана и кубиками Зайцева и целыми днями придумывает занятия с детьми. 


Другие поступают проще и ведут свое чадо в детский развивающий центр, где тем же самым с детишками занимаются профессиональные или не очень педагоги. 


Третьи уверены, что природа свое возьмёт, и позволяют ребенку познавать мир самостоятельно, привлекая его к домашним делам, и таская всюду за собой.


В ожидании первенца я тоже изучала методики разного развития и готовилась начать обучать его сразу по приезде из роддома. На деле вышло, конечно, иначе. 





Но у нас появились «правильные» погремушки и мобили, которые должны были развлекать малыша и развивать мозг сочетанием черно-белых цветов и мелкую моторику всякими шуршаще-ребристыми поверхностями. 


Был у нас и развивающий коврик, куда же без него. 


На деле выяснилось, что пустые баночки и тюбики интересовали ребенка куда больше, потому что в них можно было насыпать фасолинки и греметь. 


Был закуплен внушительный запас развивающих книг, тетрадок для занятий и игрушек Монтессори.

 





Мы рассматривали картинки, клеили наклейки, лепили, раскрашивали и читали сказки. 


А еще много разговаривали, вернее, я отвечала на вопросы: почему снег хрустит, почему лужа мокрая, а луна вкусная?





Потом я решила, что ребенку не хватает общения со сверстниками и мы пошли на развивающие занятия. 


Сыну тогда было год и восемь месяцев, и первое время он крепко цеплялся за меня, и настороженно наблюдал, как я вместо него стучала в барабан, раскрашивала мячик или сортировала кубики по цвету. 


Постепенно он втянулся и даже стал получать удовольствие от занятий, особенно когда его громко хвалили перед всеми. 


Мне кажется, что эти занятия помогли нам быстрее привыкнуть к саду. Сад, кстати, у нас обычный, государственный, но там есть обязательные и дополнительные занятия за небольшую плату. Сын выбрал рисование и бассейн.




Мой младший сын, как ни стыдно в этом признаться, развивается сам по себе. 


Ему скоро два, но он не соберет правильно пирамидку, потому что ему это просто неинтересно. 


Куда интереснее построить футуристическую «би-би»из «Лего», устроить с братом военное сражение на радиоуправляемых танках или проложить по всей комнате рельсы и гонять по ним паровозики. 


В последнее время мы часто играем в игру «Кто быстрее?»: кто быстрее соберет игрушки, оденется на прогулку, съест суп. И младший всё чаще начинает выигрывать...


Если со старшим ребенком мы месяцами учили, где у Вани глазки, а где ротик, то Кирилл незаметно выучил сам. Мы были на плановом осмотре у врача и пока я, потупив взгляд, объясняла, что мы этого не знаем, мой ребенок радостно показывал доктору, где у него лоб, а где пятка. 


В тот момент я поняла, что надо верить в своих детей.
Сейчас мы со старшим Ваней начали ходить на подготовку к школе. 




Делаем домашние задания, а младший с безразличным видом играет рядом. 


Что-то мне подсказывает, что скоро он удивит нас знаниями алфавита и основ математики.


Кстати, популярные методики раннего развития ребенка


1. Методика Марии Монтессори



 

Главный девиз «Помоги мне это сделать самому» реализуется в создании специальной развивающей среды (Монтессори-материалов) вокруг ребенка, который самостоятельно, но с подсказками и помощью взрослого совершенствует физические навыки, сенсорную память, тактильные ощущения, учится сопоставлять предметы и явления.




2. Методика Глена Домана 


Американский педиатр разработал методику визуальной и физической стимуляции с рождения. 3-4 раза в день ребенку показывают и проговаривают карточки из разных областей знаний.




Физическое развитие по Доману составляет целую систему упражнений и подвижных игр с первых дней жизни малыша. 


Среди недостатков - пассивное участие ребенка.



3. Методика Николая Зайцева

 

Кубики Зайцева главным образом направлены на ускоренное обучение ребенка чтению, счету и письму.




Основой методики является естественная потребность малыша в игре и систематичность преподнесения обучающих материалов. 



Звучащие кубики Зайцева - кубики разного цвета и размера с буквами, играя с которыми, малыш ищет ответ на поставленный вопрос.


4. Методика Никитиных 

 

Методика раннего развития педагогов и родителей 7 детей Никитиных основана на играх детей и родителей. Решение различных головоломок способствует развитию у детей логического и образного мышления.




 В процессе игры ребенок должен решить определенный набор заданий, имея в наличии конструктор, игрушечные кубики и другие предметы.



Мнение эксперта Наталья Киселева, детский психолог:




- В первые полтора года жизни маленькому ребенку особенно нужна мама. Он учится у нее всему: ее мироощущению, восприятию, реакциям.

 



Важно всё: психологическая атмосфера в семье, цвет стен, теплая комната, звучащая музыка... 


Малыш потихоньку осваивает пространство: кроватка, комната, улица. 


Он ползает, ест, трогает ручками, наблюдает... Это и есть раннее развитие. Но рядом мама, которая беспокоится, особенно если ребенок первый, а правильно ли он развивается. 


К тому же мама устает от ежедневной рутины и начинает искать новые впечатления и общение. И тут возникают детские центры.


Ходить или не ходить?

Дети - интроверты, самодостаточны и могут сами играть и занимать себя. Им достаточно занятий с мамой: читают книжки, рассматривают картинки, лепят, рисуют... 


Но есть очень живые дети, которым постоянно что-то нужно. 


Таких детей ближе к трем годам можно начать водить в группы раннего развития или спортивные секции. При выборе занятий для малыша обратите внимание на то, что они должны быть непродолжительными и построены в виде игры. 


Понаблюдайте за ребенком: с каким настроением он идет на занятия, нравится ли ему, не происходит ли психологических сбоев и слез.


Если ребенок ходит в детский сад, его жизнь и так наполнена новыми впечатлениями и знаниями.


 

Тем более что большинство садов предлагают хорошо укомплектованную программу, в которой сочетаются игры, прогулки, общение и занятия. 


Если очень хочется, года в 4 можно начать водить ребенка на дополнительные занятия: танцы, рисование, хоккей, бассейн.

 

Но не надо реализовывать за счет ребенка свои комплексы и несбывшиеся мечты, а тем более действовать по принципу: «Моя корова, что хочу, то и делаю».


 


Конечно, хочется всё попробовать, ничего не упустить и вот мы начинаем водить ребенка туда-сюда. Устают родители, устает ребенок и не остается сил на главное - гармоничный микроклимат в семье.

Отдельная тема - подготовка к школе


 Детей, привязанных к дому и к маме, стоит поводить на подготовительные занятия непосредственно в школу. 


Если таких проблем нет, подойдет любая группа по подготовке к школе. 


Не менее важна и психологическая готовность к первому классу.


Не надо за счет ребенка реализовывать свои мечты и действовать по принципу: «Моя корова, что хочу, то и делаю»
Каждый ребенок индивидуален: один быстро напишет крючки и кружочки, другой потратит на это полчаса. 



Это не значит, что кто-то из них умнее. У каждого ребенка свой скоростной оборот и это надо учитывать. 


Главное, в погоне за знаниями - не забыть о самом ребенке.

 


Отдали в сад, стали водить на занятия, а ребенок вдруг стал часто болеть. 


Это сигнал: «Мама, обрати на меня внимание». Возможно, стоит на время снизить темп и от чего-то отказаться, потому что детский организм начал сопротивляться.




Как правило, к пятому классу нагрузка возрастает, лишние занятия отфильтровываются и остается что-то одно. 


Это неплохо, потому что учит ребенка концентрироваться.








Текст: Наталья Лебедева


Комментариев нет:

Отправить комментарий