Гений в памперсе
Кому нужно, чтобы ребенок умел в три года читать и писать?
Главное в погоне за знаниями - не забыть, что у ребенка должно быть детство.
Соседский двухлетний карапуз, по словам мамы, уже читает по слогам и считает до 20, а мой только учится произносить первые слова и до 10 вряд ли досчитает.
Сколько раз мы давали себе слово не сравнивать своего малыша с другими?
Сколько раз зарекались не верить в сверхгениальные способности детей друзей и знакомых?
Но в очередной раз, сверяясь с таблицей развития ребенка, мы почему-то сначала выискиваемым то, в чем, на наш взгляд, малыш безвозвратно отстал и лишь потом радуемся его успехам.
Все мои знакомые мамы говорят одно: с ребенком нужно заниматься, правда, делают это по-разному.
Кто-то закупается книжками, тетрадками, альбомами, пальчиковыми красками, карточками Домана и кубиками Зайцева и целыми днями придумывает занятия с детьми.
Другие поступают проще и ведут свое чадо в детский развивающий центр, где тем же самым с детишками занимаются профессиональные или не очень педагоги.
Третьи уверены, что природа свое возьмёт, и позволяют ребенку познавать мир самостоятельно, привлекая его к домашним делам, и таская всюду за собой.
В ожидании первенца я тоже изучала методики разного развития и готовилась начать обучать его сразу по приезде из роддома. На деле вышло, конечно, иначе.
Но у нас появились «правильные» погремушки и мобили, которые должны были развлекать малыша и развивать мозг сочетанием черно-белых цветов и мелкую моторику всякими шуршаще-ребристыми поверхностями.
Был у нас и развивающий коврик, куда же без него.
На деле выяснилось, что пустые баночки и тюбики интересовали ребенка куда больше, потому что в них можно было насыпать фасолинки и греметь.
Был закуплен внушительный запас развивающих книг, тетрадок для занятий и игрушек Монтессори.
Мы рассматривали картинки, клеили наклейки, лепили, раскрашивали и читали сказки.
А еще много разговаривали, вернее, я отвечала на вопросы: почему снег хрустит, почему лужа мокрая, а луна вкусная?
Потом я решила, что ребенку не хватает общения со сверстниками и мы пошли на развивающие занятия.
Сыну тогда было год и восемь месяцев, и первое время он крепко цеплялся за меня, и настороженно наблюдал, как я вместо него стучала в барабан, раскрашивала мячик или сортировала кубики по цвету.
Постепенно он втянулся и даже стал получать удовольствие от занятий, особенно когда его громко хвалили перед всеми.
Мне кажется, что эти занятия помогли нам быстрее привыкнуть к саду. Сад, кстати, у нас обычный, государственный, но там есть обязательные и дополнительные занятия за небольшую плату. Сын выбрал рисование и бассейн.
Мой младший сын, как ни стыдно в этом признаться, развивается сам по себе.
Ему скоро два, но он не соберет правильно пирамидку, потому что ему это просто неинтересно.
Куда интереснее построить футуристическую «би-би»из «Лего», устроить с братом военное сражение на радиоуправляемых танках или проложить по всей комнате рельсы и гонять по ним паровозики.
В последнее время мы часто играем в игру «Кто быстрее?»: кто быстрее соберет игрушки, оденется на прогулку, съест суп. И младший всё чаще начинает выигрывать...
Если со старшим ребенком мы месяцами учили, где у Вани глазки, а где ротик, то Кирилл незаметно выучил сам. Мы были на плановом осмотре у врача и пока я, потупив взгляд, объясняла, что мы этого не знаем, мой ребенок радостно показывал доктору, где у него лоб, а где пятка.
В тот момент я поняла, что надо верить в своих детей.
Сейчас мы со старшим Ваней начали ходить на подготовку к школе.
Делаем домашние задания, а младший с безразличным видом играет рядом.
Что-то мне подсказывает, что скоро он удивит нас знаниями алфавита и основ математики.
Кстати, популярные методики раннего развития ребенка
1. Методика Марии Монтессори
Главный девиз «Помоги мне это сделать самому» реализуется в создании специальной развивающей среды (Монтессори-материалов) вокруг ребенка, который самостоятельно, но с подсказками и помощью взрослого совершенствует физические навыки, сенсорную память, тактильные ощущения, учится сопоставлять предметы и явления.
2. Методика Глена Домана
Американский педиатр разработал методику визуальной и физической стимуляции с рождения. 3-4 раза в день ребенку показывают и проговаривают карточки из разных областей знаний.
Физическое развитие по Доману составляет целую систему упражнений и подвижных игр с первых дней жизни малыша.
Среди недостатков - пассивное участие ребенка.
3. Методика Николая Зайцева
Кубики Зайцева главным образом направлены на ускоренное обучение ребенка чтению, счету и письму.
Основой методики является естественная потребность малыша в игре и систематичность преподнесения обучающих материалов.
Звучащие кубики Зайцева - кубики разного цвета и размера с буквами, играя с которыми, малыш ищет ответ на поставленный вопрос.
4. Методика Никитиных
Методика раннего развития педагогов и родителей 7 детей Никитиных основана на играх детей и родителей. Решение различных головоломок способствует развитию у детей логического и образного мышления.
В процессе игры ребенок должен решить определенный набор заданий, имея в наличии конструктор, игрушечные кубики и другие предметы.
Мнение эксперта Наталья Киселева, детский психолог:
- В первые полтора года жизни маленькому ребенку особенно нужна мама. Он учится у нее всему: ее мироощущению, восприятию, реакциям.
Важно всё: психологическая атмосфера в семье, цвет стен, теплая комната, звучащая музыка...
Малыш потихоньку осваивает пространство: кроватка, комната, улица.
Он ползает, ест, трогает ручками, наблюдает... Это и есть раннее развитие. Но рядом мама, которая беспокоится, особенно если ребенок первый, а правильно ли он развивается.
К тому же мама устает от ежедневной рутины и начинает искать новые впечатления и общение. И тут возникают детские центры.
Ходить или не ходить?
Дети - интроверты, самодостаточны и могут сами играть и занимать себя. Им достаточно занятий с мамой: читают книжки, рассматривают картинки, лепят, рисуют...
Но есть очень живые дети, которым постоянно что-то нужно.
Таких детей ближе к трем годам можно начать водить в группы раннего развития или спортивные секции. При выборе занятий для малыша обратите внимание на то, что они должны быть непродолжительными и построены в виде игры.
Понаблюдайте за ребенком: с каким настроением он идет на занятия, нравится ли ему, не происходит ли психологических сбоев и слез.
Если ребенок ходит в детский сад, его жизнь и так наполнена новыми впечатлениями и знаниями.
Тем более что большинство садов предлагают хорошо укомплектованную программу, в которой сочетаются игры, прогулки, общение и занятия.
Если очень хочется, года в 4 можно начать водить ребенка на дополнительные занятия: танцы, рисование, хоккей, бассейн.
Но не надо реализовывать за счет ребенка свои комплексы и несбывшиеся мечты, а тем более действовать по принципу: «Моя корова, что хочу, то и делаю».
Конечно, хочется всё попробовать, ничего не упустить и вот мы начинаем водить ребенка туда-сюда. Устают родители, устает ребенок и не остается сил на главное - гармоничный микроклимат в семье.
Отдельная тема - подготовка к школе
Детей, привязанных к дому и к маме, стоит поводить на подготовительные занятия непосредственно в школу.
Если таких проблем нет, подойдет любая группа по подготовке к школе.
Не менее важна и психологическая готовность к первому классу.
Не надо за счет ребенка реализовывать свои мечты и действовать по принципу: «Моя корова, что хочу, то и делаю»
Каждый ребенок индивидуален: один быстро напишет крючки и кружочки, другой потратит на это полчаса.
Это не значит, что кто-то из них умнее. У каждого ребенка свой скоростной оборот и это надо учитывать.
Главное, в погоне за знаниями - не забыть о самом ребенке.
Отдали в сад, стали водить на занятия, а ребенок вдруг стал часто болеть.
Это сигнал: «Мама, обрати на меня внимание». Возможно, стоит на время снизить темп и от чего-то отказаться, потому что детский организм начал сопротивляться.
Как правило, к пятому классу нагрузка возрастает, лишние занятия отфильтровываются и остается что-то одно.
Это неплохо, потому что учит ребенка концентрироваться.
Текст: Наталья Лебедева
Комментариев нет:
Отправить комментарий